Осо́знанные сновиде́ния (англ. Lucid Dreaming) — изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может, в той или иной мере, управлять его содержанием. Термин был введён голландским психиатром и писателем Фредериком ван Эденом (1860—1932).
Осознанные сновидения являются предметом научных исследований, их существование подтверждено, в частности, японскими учёными. Осознанные сновидения могут начинаться либо в течение обычного сна, когда спящий со временем осознаёт, что спит, либо непосредственно из состояния бодрствования без временной потери осознанности. Многие достигают такое состояние, когда переживают сонный паралич. У некоторых людей это случается спонтанно и, как правило, когда сон очень чуткий.
Применение осознанных сновидений
Одной из особенностей осознанного сновидения является возможность переживать ситуации, невозможные в обычной жизни, находить выходы из них и, оценивая собственные реакции, использовать полученные сведения для самоанализа и самопознания на разных этапах взросления и становления личности.
Непосредственный настрой и несложная соответствующая подготовка делают возможным психотерапевтический аспект. Например, научившись уверенному управлению действиями и событиями в осознанном сновидении, как то: полётам во сне вместо падений, изменению сюжетных линий, схожих, типовых и повторяющихся снов сновидец имеет возможность испытать и перенести ощущение уверенности в свою повседневную жизнь и, в том числе, избавиться от некоторых страхов или фобий.
Обучение осознанным сновидениям
Для обучения умению осознавать нахождение в сновидении и контролировать сон необходима длительная практика. Достижение контроля за снами возможно различными способами с помощью специальных упражнений, увеличивающих вероятность осознания себя во сне (а также вероятность продолжения сна после осознания себя сновидящим) или тренирующих внимание до способности воспринимать сам момент засыпания, то есть сохранять сознание в момент засыпания. В процессе перехода от бодрствования к осознанному сну практикующий может испытывать изменения в восприятии собственных ощущений (изменение звуков, чувства времени, ощущения тела и др.), после полного засыпания сновидящий может видеть предшествующие сну гипногогические образы, своеобразные двигающиеся абстрактные конструкции. Также осознание сна может быть достигнуто с помощью некоторых психоактивных веществ.
Для увеличения вероятности осознания себя во сне человеку может помочь мысль о том, спит он или нет. Не лишним будет ведение ежедневного дневника сновидений , с помощью которого необходимо развить хорошую память сновидений.
Одним из способов вхождения в осознанное сновидение является гипноз, а именно самогипноз или прослушивание аудиозаписей для гипноза непосредственно перед сном. Например, сновидцу предлагается придумать какой-нибудь условный знак, и когда этот условный знак появляется во сне, то сновидец понимает, что спит, и входит в осознанное сновидение.
А так же это измененное состояние сознания можно называть Астрал, Астральный план, Астральная проекция, внетелесные переживания, фазовое состояние - Все эти термины говорят об одном и том же.
Происхождение и история термина Астрал
Хотя слово «астрал» часто ассоциируется с идеями Нью-эйдж, этот термин также исторически использовался алхимиками. В конце 19-го и начале 20-го века термин был популяризирован Теософией, в особенности разработан Анни Безант и Чарльзом Ледбитером, и позднее Алисой Бейли. В этой космологии астрал есть первый метафизический план после физического, но «плотнее» чем ментальный план. Астральный план также иногда называется Миром желаний или Миром иллюзий, и соответствует камическому плану Блаватской. В Агни-Йоге астральный уровень называется Тонким Миром, располагаясь между Миром Плотным и Миром Огненным.
Однако, следует заметить, что в первоначальной теософической литературе (такой, какой была написана Блаватской), термин «астрал» не имел того значения, что в позднейшей литературе (как у Ледбитера). Астральное тело в её работах не соответствует эмоциональному телу, но эфирному двойнику или линга шарира.
Некоторые эквивалентные концепции в эзотерических учениях — это Barzakh или имагинальный или между-мир в Исламском эзотеризме (Ишракизм, Суфизм и т. п.), Мир Асийях в Каббале Лурия (хотя это иногда включает также и физический план), или Иецира в некоторых интерпретациях герметической Каббалы, «духовный Мир» в спиритуализме, «Нервное состояние» в учениях Макса Теон, и «жизненный» мир в философии Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса.
В своей книге «Автобиография йога» Парамаханса Йогананда объясняет с удивительной ясностью и деталями разницу между астральным, ментальным и каузальным планами в традиции философии индуизма. Согласно ему, когда кто-либо умирает, его душа переходит на астральный план. Здесь он пожинает плоды своих прошлых деяний или кармы и соответственно либо повторно вселяется в физическое тело либо переходит на
более высший каузальный план.
Термин «астральный план» также позднее стал означать план существования где, как верят иные («азеркины», англ. Otherkin), находятся их души.
Астральный план и астральный опыт
Согласно оккультным, теософическим и т. п. учениям, астральный план может быть сознательно посещён в астральном теле посредством медитации, мантр, осознанных сновидений или других форм тренировок и развитий.
Некоторые люди посещают астральный план случайно, просто оказываясь вне постели пока физическое тело остаётся спящим. Бессознательно, астральный план есть местонахождение нашего сознания пока жизненное тело исправляет повреждённые ткани и обрабатывает отходы в физическом теле.
Согласно сочинениям Макса Генделя о Розенкрейцерах, в Мире желаний (астральном), противоположно физическому миру, сила и материя почти неотличимы друг от друга. Вещество желания может быть описано как тип силы-материи, которое вследствие своего беспрестанного движения, ответственно за малейшие чувства огромного множества существ, которые населяют этот мир. Он указывает что несколько людей и вещей могут существовать в одном и том же месте в одно и то же время и могут участвовать в совершенно разнообразной деятельности вне зависимости от того, что делают другие. Также говорится, что Мир желаний является местом обитания астральных тел умерших в течение некоторого времени после их смерти и, так как этот план пересекается с физическим миром, эти сущности, «мёртвые», очень часто остаются достаточно долго возле своих живущих друзей. Это также дом, помимо других различных классов существ, для архангелов, которые являются «коренными» обитателями этой сферы.
Гендель утверждает, что в низших слоях Мира желаний можно видеть всё тело каждого существа, но в высших можно видеть только голову. В нижних слоях Мира желаний есть такие различия в языках, как и на Земле, и «мёртвые» одной национальности испытывают такие же трудности в общении с тем, кто жил в других странах. В высших слоях Мира желаний смешение языков уступает место универсальному способу общения, который абсолютно предотвращает непонимание: мысли принимают определённые формы и цвета, различаемые всеми, и эта мыслеформа излучается в определённом тоне, который передаёт смысл тому, кому она была адресована. Он утверждает, что в Мире желаний, где всё есть свет, существует только один долгий день, здесь дух не скован тяжёлым физическим телом, поэтому ему нет нужды спать и его существование непрерывно. Духовные субстанции не подвержены ни сжатию, ни расширению, подобно тем, которые происходят от холода и тепла, поэтому лета и зимы в нем также не существует. Таким образом, в нём нет ничего, что отличало бы один момент от другого, если говорить о состояниях света и тьмы, лета и зимы, которые отмечают время в физическом мире. Из-за отсутствия этих условий, только изучающие звёздную науку способны вычислить время, прошедшее с их смерти.